Тракторці з мотоблока

Совет 1: Как сделать минитрактор из мотоблока

Как сделать минитрактор из мотоблока

Перед каждым владельцем земельного участка рано или поздно встает вопрос: как механизировать сельскохозяйственные работы? Помощь в обработке земли и сборе урожая может оказать самодельный мотоблок. А при желании его можно даже усовершенствовать, пристроив к мотоблоку раму с тележкой, чтобы получился настоящий минитрактор.

Вам понадобится

  1. - мотоблок;
  2. - колеса от мотоколяски;
  3. - металлические уголки и трубы;
  4. - сварочный аппарат;
  5. - инструменты для работы с металлом.

Инструкция

  • Подготовьте основные детали для постройки минитрактора. За основу возьмите мотоблок, оборудованный двигателем «Тулица , пусковым устройством (например, ПД-10) и снабженный колесами от мотоколяски. Кроме этого вам понадобятся металлические трубы для изготовления рамы, крепежные детали и полный комплект инструментов для работы с металлом.
  • Разработайте кинематическую схему минитрактора. Крутящий момент от двигателя мотоблока будет передаваться на промежуточный вал через роликовую цепь. Также при помощи цепи тяговое усилие передается на ведущие колеса трактора. На выходном валу предусмотрите тормоз (желательно ленточный). По оси всей конструкции разместится рычаг перемены передач. Управление запуском осуществляется педалью стартера, расположенной внизу и слева на мотоблоке.
  • Размещение кинематической схемы спроектируйте таким образом, чтобы обеспечивалось равновесие конструкции без возникновения дополнительных нагрузок на переднюю ось несущей балки прицепа. Это особенно важно, если вы планируете использовать трактор-малютку для перемещения грузов.
  • Раму сварите из металлических труб и стальных уголков. Предусмотрите вилку с втулкой для поворота прицепа в горизонтальной плоскости. К корпусу подшипникового узла по окружности приварите «щечки . Выходной вал наглухо приварите к косынкам гнезда, расположенного в нижней части рамы на хребтовой балке.
  • Из стального листа изготовьте кузов с высотой бортов не менее 300 мм. Можно сделать кузов в форме неправильного пятиугольника, уложив на боковины, приваренные к толстостенной трубе диаметром 50 мм. В такую же трубу вставьте полуоси колес прицепа, закрепив их болтами.
  • На расстоянии 800-850 мм от переднего конца хребтовой балки укрепите болтами мягкое сиденье. Сделайте место для водителя из толстого листа фанеры, на который поместите кусок поролона, обтянув его сверху кожзаменителем или плотной тканью.
  • Для понижения шума работающего двигателя мотоблока используйте резонатор от автомобиля «Жигули и предварительно обрезанный глушитель, например, от мотоцикла «Восход .
  • Оборудуйте минитрактор прицепными устройствоми, позволяющим использовать навесные сельскохозяйственные и другие орудия (плуг, культиватор, для зимы - скребок для уборки снега и так далее).
  • После полной сборки машины, отладки агрегатов и проверки работоспособности покрасьте металлические детали рамы в какой-нибудь практичный цвет. Теперь ваш трактор готов к выполнению своих многочисленных хозяйственных обязанностей.
  • KakProsto.ru

Перед тем как приступить к работе, рекомендуется заранее рассчитать кинематическую схему будущего мини-трактора и сделать соответствующий чертёж. Подготовив всё необходимое, можно приступать к сборке.

Адаптер к мотоблоку Нева

Рама

Для начала необходимо дополнить несущую конструкцию, ведь вам понадобится установить дополнительную пару колёс. Для этого вам понадобятся металлические уголки или труба.

Сечение трубы большой роли не играет, главное, чтобы она выдерживала предполагаемые нагрузки. К толщине стенок тоже можно подойти творчески, ведь лишний вес только усилит сцепление трактора с дорогой и послужит хорошим подспорьем при выполнении пахотных работ.

Заготовки для изготовления рамы нарезаются болгаркой и скрепляются между собой болтами или электросваркой. Можно комбинировать соединение. Например, соединить элементы между собой болтами и дополнительно проварить швы.

Чтобы рама стала по настоящему надёжной конструкцией, можно установить поперечную балку, которая будет выполнять функцию дополнительного ребра жёсткости.

Рекомендуется сразу смонтировать к раме навесное устройство для работы с дополнительным оборудованием. Навеска может крепиться как к передней, так и к задней части рамы. Если самодельный минитрактор будет работать с прицепным оборудование, к задней части рамы приваривают фаркоп.

Ходовая часть

Для передних колёс можно купить две готовые ступицы с тормозами. Крепится передняя колёсная пара следующим образом: берётся кусок металлической трубы, который подходит по ширине к передней оси. К этой трубе крепятся колёсные ступицы.

По центру высверливается сквозное отверстие, через которое осуществляется крепёж к передней раме. После этого монтируются рулевые тяги, которые через червячный редуктор сопоставляются к раме. После закрепления редуктора устанавливается рулевая колонка.

Задняя ось устанавливается на запрессованные во втулки подшипники. На ось устанавливается шкив для передачи крутящего момента от двигателя. Колёса можно использовать от старого легкового автомобиля или оставить «родные», дополнив их ещё одной колёсной парой с другого мотоблока.

Стоит отметить, что рекомендуемый радиус колёс составляет 12-14 дюймов. Если поставить колёса меньшего радиуса, мини-трактор из мотоблока будет зарываться носом. Установка больших колёс отрицательно повлияет на управляемость и манёвренность машины.

Мини-трактор из мотоблока «Агро»

Двигатель

Обычно силовой агрегат устанавливают на переднюю часть рамы. Таким образом, мини-трактор поддерживает необходимый баланс при работе с прицепным оборудованием. На месте установки двигателя делается система крепления.

Помните, что вал отбора мощности должен располагаться соосно шкива на заднем мосту машины. Передача усилия проходит через ременную передачу. Чтобы облегчить регулировку и натяжение ремней, крепление двигателя рекомендуется делать плавающим.

Дополнительное оборудование

Собрав основную конструкцию, устанавливают тормозную систему и гидрораспределитель для работы с навесным оборудованием. Если самодельный мини-трактор будет передвигаться по дорогам, имеет смысл установить фары и габаритные огни. Это позволит избежать проблем с сотрудниками ДПС и облегчит работу в тёмное время суток.

Чтобы придать мини-трактору более привлекательный вид, можно оснастить технику элементами обшивки и навесом от солнца. Дополнительный тюнинг делается исходя из личных предпочтений.

После сборки, мини-трактор должен пройти обкатку и можно приступать к работе.

Мини-трактор из мотоблока «МТЗ-05»

Мини-трактор, сделанный своими руками на базе мотоблока МТЗ

Есть довольно оригинальный способ переделать мини-трактор из мотоблока МТЗ. Этот мотоблок оснащён двухцилиндровым дизельным двигателем, поэтому во время работы центр тяжести смещается в переднюю часть. Это существенно усложняет рабочий процесс. Устранить проблему можно следующим образом:

  1. Мотоблок переводится в режим работы с косилкой.
  2. Передняя площадка полностью демонтируется.
  3. На её место при помощи болтов устанавливается переднее колесо от мотоцикла, вместе с рулём управления.
  4. В нише установки рулевой тяги, она расположена в верхней части рамы, крепится регулировочная тяга. Это даёт конструкции дополнительную жёсткость.
  5. К площадке при помощи электросварки приваривается крепление под водительское сиденье.
  6. Рядом с двигателем приваривается дополнительная площадка для гидрораспределителя и аккумулятора.
  7. В задней части устанавливается дополнительная стальная рама для гидравлической системы.
  8. На переднее мотоциклетное колесо монтируется ручной тормоз.

Таким образом, получается компактный трёхколёсный мини-трактор сделанный своими руками.

fermerznaet.com

Минитрактор из мотоблока своими руками

Самодельные и промышленные мотоблоки успешно используются для того, чтобы механизировать работы на огороде или приусадебном участке. С их помощью можно за достаточно короткий период времени вспахать или забороновать огород, выполнить посадку и культивацию картофеля, а также многие другие операции. Однако, для управления мотоблоком нужно передвигаться по обрабатываемой площадке вместе с ним, что вызывает усталость и снижает эффективность работы.

Для того чтобы устранить данный недостаток, можно модернизировать мотоблок и сделать на его основе удобный и маневренный минитрактор. Суть переделки состоит в том, что к одной из сторон мотоблока шарнирно прикрепляется рама с колесами и сиденьем для водителя. Кроме этого, на раму устанавливается рулевое управление, а также другие вспомогательные узлы, необходимые для работы.

Материалы и инструмент

Так как в основном придется работать с металлом, то нам понадобится иметь под рукой набор слесарного инструмента, дрель, отрезную машинку (болгарку), а также дуговую сварку.

Чтобы облегчить и ускорить изготовление минитрактора можно воспользоваться уже готовыми деталями. Например, можно пустить в ход ось со ступицами от небольшого автомобильного прицепа, от него же можно позаимствовать колеса, светотехнику и прицепное устройство.

Для изготовления рамы тележки понадобятся трубы прямоугольного или квадратного сечения, уголки и полосы, а также листовой металл для бортов кузова. Размеры рамы и расстояние между колесами тележки выбираются такими, чтобы они примерно соответствовали габаритам мотоблока или были немного шире. Слишком узкая тележка не будет обладать поперечной устойчивостью в нагруженном состоянии, а чрезмерное увеличение ширины минитрактора ухудшит его маневренность и затруднит обработку пропашных культур.

Рулевое управление

Одной из самых распространенных конструкций для минитрактора является так называемая шарнирная рама. В этом случае, при вращении руля поворачиваются не колеса, а шарнир, который соединяет две части трактора (в нашем случае собственно мотоблок и прицепную тележку). Для изменения положения шарнира служит пара зубчатых шестерен, одна из которых жестко связана с рулевым валом, а вторая в виде сектора приварена к подвижной пластине. Передаточное отношение между шестернями подбирается таким образом, чтобы руль был чувствительным, но в тоже время легко крутился.

Иногда для управления минитрактором используют оригинальные рукоятки от мотоблока. В таком случае посадка водителя напоминает мотоциклетную, что неудобно при движении минитрактора задним ходом.

Колеса

Чтобы минитрактор имел хорошее сцепление с грунтом, его ведущая ось оснащается покрышками с развитыми грунтозацепами. Для тележки вполне подойдут дисковые колеса от легкового автомобиля радиусом 12-14 дюймов.

Сиденье водителя

В качестве сиденья можно использовать небольшое переднее кресло от автомобиля или купить изделие из формованного пластика в специализированном магазине.

Светотехника

Если планируется использовать минитрактор для работы в темное время суток, то его нужно оснастить минимум одной фарой, а также «поворотниками» и стоп-сигналами. Питание лампочек берется от вывода генератора на мотоблоке, а кнопки включения располагаются в удобном месте возле руля.

Органы управления

Рукоятки управления тягой газа и сцепления переносятся в зону стойки руля так, чтобы к ним был свободный доступ с места водителя.

Кронштейны для навесного оборудования

Так как теперь все навесное оборудование будет крепиться сзади к прицепной тележке, то в этом месте к ее раме приваривается усиленный кронштейн для установки плуга, бороны культиватора и т.п. Если планируется буксировка грузового прицепа, то ставим прицепное устройство (можно воспользоваться заводским узлом от легкового прицепа).

После сборки и проверки работы всех узлов и агрегатов минитрактора «на ходу» окрашиваем его кузов синтетической эмалью немаркого цвета. Для того чтобы резьбовые соединения не заржавели, рекомендуется нанести на их при сборке графитовую смазку.

sdelai-sam.pp.ua

Устройство рамы

Первое, с чего стоит начать переоборудование мотоблока – это сооружение основной несущей конструкции мини-трактора или рамы. Для ее изготовления можно использовать металлическую профильную трубу с сечением 20 на 40 мм или 40 на 60 мм и толщиной стенки 2,5–3 мм. Выбор диаметра исходной трубки не является принципиальным. Если где-то в закромах есть профильная труба несколько иного сечения и в достаточном количестве, ее можно смело использовать.

Нарезку заготовок для создания рамы производят при помощи болгарки. После того как все составляющие подготовлены, их необходимо свести в единую конструкцию. Для этого на ровной горизонтальной поверхности производят их сопоставление посредством угольника и фиксацию при помощи струбцин. Далее, используя сварочный аппарат, их прихватывают с нескольких сторон друг к другу. После того как заготовки рамы соединены, еще раз проверяют правильность геометрии всей конструкции и производят финишное обваривание всех швов. Места, на которые будет приходиться повышенная нагрузка или вибрация, необходимо дополнительно усилить.

Полезный совет. Не стоит переживать, если вдруг не получается полностью просчитать всю конструкцию рамы мини-трактора. Начните только с базового каркаса для установки колес, отталкиваясь от общей длины рамы мини-трактора. Остальные части можно будет дополнить в процессе изготовления.

В задней, а также передней части рамы необходимо предусмотреть возможность для крепления вспомогательного навесного оборудования (плуги, культиваторы, косилки и др.). Дополнительно сзадистоит установить фаркоп, который позволит буксировать прицеп с полезной нагрузкой.

Монтаж передней ходовой части

После того как изготовление основного элемента рамы завершено, самое время приступить к монтажу ходовой части. Ввиду простоты организации конструкции и осуществления монтажа своими руками некоторые узлы подвески можно упростить (в частности, установку амортизаторов и пружин). И хотя работа на таком мини-тракторе может показаться жестковатой, упрощение конструкции избавит от многих технических хлопот.

Монтаж передней подвески можно осуществить следующим образом. На авторынке среди б/у запчастей необходимо приобрести две ступицы передних колес с тормозной системой в сборе, по возможности с комплектом рулевых тяг, редуктором, рулевой колонкой и рулевым колесом. Они будут использованы для изготовления передней ходовой части мини-трактора.

Сначала подбирают отрезок профильной трубы, соответствующий по ширине передней оси. Далее производят крепление колесных ступиц к торцам подготовленной трубки. После находим центр оси, сверлим в нем отверстие и при помощи болта осуществляем крепление в торец по центру (продольной оси) рамы. Таким образом, будучи жестко фиксированными между собой на оси, передние колеса мини-трактора свободно смогут наклоняться относительно всего корпуса.

Полезный совет. Если использовать для передних колес ступицы от легкового автомобиля, то впоследствии нет необходимости что-то выдумывать с резиной. Останется лишь запастись б/у покрышками нужного размера.

Далее устанавливают рулевые тяги, сопоставляют их с червячным рулевым редуктором и производят его крепление к раме. После того как редуктор закреплен, монтируют рулевую штангу и рулевое колесо. Стоит учесть, что в процессе монтажа рулевой штанги, возможно, ее придется дополнительно фиксировать. Когда рулевая колонка собрана, можно приступать к монтажу сидения водителя, а также задних колес.

Монтаж задней ходовой части

Монтаж задних колес имеет свои особенности, так как именно сюда будет осуществляться передача крутящего момента от двигателя. Колеса для упрощения конструкции можно сделать жестко сцепленными, т. е. без установки дифференциала. Такое решение имеет несколько преимуществ:

  • во-первых, значительно упрощается конструкция мини-трактора;
  • во-вторых, жестко фиксированная задняя ось будет минимизировать пробуксовку трактора при работе на открытом грунте.

Стоит помнить, что с жестко фиксированной задней осью будет определенно затруднительно передвигаться по асфальту, особенно на поворотах, так как подобная комплектациябудет способствовать повышенному износу резины.

Крепление задней оси лучше всего организовать при помощи подшипников, жестко запрессованных во втулки. На самой оси необходимо заранее установить шкив или звездочку для передачи усилия от двигателя. В качестве задних колес лучше приобрести специальные модели для мини-трактора, которые будут иметь увеличенный размер и крупный рисунок протектора. С такими колесами будет удобно передвигаться по вспаханной земле.

Для защиты от грязи, воды и камней передние и задние колеса необходимо закрыть защитными крыльями, которые можно или самостоятельно изготовить из оцинкованного листа, или приобрести подходящий готовый вариант.

Монтаж двигателя

Монтаж двигателя внутреннего сгорания производят в передней части мини-трактора. Это делается для того, чтобы изменить перераспределение веса и создать дополнительное утяжеление впереди. Ведь основная нагрузка сзади будет создаваться за счет прицепного оборудования. Тип крепления и нюансы установки зависят от конкретного мотоблока, который планируется переоборудовать, а также имеющегося на нем двигателя.

Перед установкой мотора для него на раме мини-трактора производят монтаж крепления. Для того чтобы иметь возможность производить регулировку силы натяжения ременной передачи, крепление двигателя к раме можно сделать скользящим, создав соответствующие прорези для болтов.

Полезный совет. Среди устанавливаемых на мини-трактор двигателей предпочтение стоит отдать тем, которые имеют водяное охлаждение. В случае выбора мотора с воздушным охлаждением необходимо организовать достаточную циркуляцию воздуха для обеспечения адекватного охлаждения.

Передачу крутящего момента от двигателя на задние колеса рекомендуется организовать при помощи ременной передачи. Устанавливать мотор необходимо таким образом, чтобы шкив вала отбора мощности находился на одной оси со шкивом, установленным на задней оси. Это предотвратит соскакивание ременной передачи в процессе работы, а также ее повышенный износ. После монтажа ременной передачи ее на всем протяжении необходимо закрыть защитным чехлом.

Если двигатель имеет установленную коробку передач, следует предусмотреть возможность переключения передачи с места водителя при помощи специальных тяг. Также необходимо предусмотреть место для крепления педали сцепления.

Монтаж тормозной системы

После того как установлен двигатель, приступают к монтажу тормозной системы. В качестве деталей для нееможно использовать унифицированные части легкового автомобиля. Первым делом необходимо определиться с местом расположения педали тормоза. В этом месте следует установить крепление педали, а также вмонтировать главный тормозной цилиндр. После этого производят подключение тормозного цилиндра к тормозным барабанам передних колес при помощи металлических и резиновых шлангов. Далее тормозную систему необходимо проверить на герметичность и прокачать, для того чтобы удалить остатки воздуха и обеспечить должную функциональность.

Монтаж электрооборудования

В зависимости от типа установленного двигателя на панель приборов можно вывести ключ зажигания, датчик температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива в бензобаке. Если на мини-тракторе планируется передвигаться и работать в сумерках или в ночное время, спереди необходимо установить фару, а сзади и по бокам – дополнительные габаритные огни. Также если не исключается возможность передвижения по дорогам в составе основного транспортного потока автомобилей, мини-трактор обязательно следует снабдить стоп-сигналами и указателями поворотов.

Подключение дополнительного оборудования

В передней части мини-трактора в качестве вспомогательного оборудования можно установить ковш, а в задней части – весь спектр сельскохозяйственных механизмов для обработки земли. Дополнительно егорекомендуется снабдить гидравлическим насосом и гидравлическими цилиндрами. С их помощью можно будет опускать и поднимать навесное оборудование, производить другие манипуляции. Если от двигателя предусмотреть дополнительный вал отбора мощности (например, при помощи добавочной карданной передачи), то появится возможность подключения не только статического, но и подвижного, динамического оборудования. Это значительно расширит сферу применения мини-трактора.

Заключение

Имея немного сноровки и огромное желание, всего за несколько дней мотоблок можно превратить в полноценный мини-трактор, который станет незаменимым помощником по дому и хозяйству. Используя огромный дополнительный арсенал навесного и прицепного оборудования, мини-трактор можно превратить в универсальную сельскохозяйственную машину!

Видео с Youtube о переделке мотоблока ЗУБР в минитрактор.

mainliberhous.ru

Читайте также: